header-menu-logo-link-image

ФТС предлагает собственную альтернативу книжкам TIR

Как стало известно из письма Федеральной таможенной службы, с 14 августа перестанет проводиться процедура таможенного транзита, в которой ранее использовались книжки международных перевозокTIR.
ФТС предлагает собственную альтернативу книжкам TIR

До этого момента схема действовала на основе Таможенной конвенции ООН, провозглашенной в 1975 году.

Упрощенная процедура грузопервозок, по которой осуществляется в том числе и перевозка пищевых продуктов, оборудования и т.д., используется 68 странами, включая Россию, подписавшими вышеуказанную конвенцию. Пересекая границу, транспортные средства не должны каждый раз проходить досмотр и оплачивать таможенные пошлины. Груз проходит досмотр в стране отправления, где пломбируется, а поставщику выдается специальная книжка TIR с отрывными талонами. На границе владелец груза просто предъявляет такой талон, который служит гарантией уплаты платежей на таможне. В России гарантом оплаты выступает АСМАП, а в других странах – национальные организации, прошедшие авторизацию в Международном союзе автотранспорта.

По словам Марины Лякишевой, советника DLA Piper, многие представители транспортной сферы, выполняющие международные перевозки грузов, даже не поверили в то, что книжки TIR больше не будут гарантией уплаты таможенных налогов. Тем более что от ФТС даже не поступило нормативного акта, а свое намерение денонсировать международную конвенцию, нарушив тем самым Таможенный кодекс, служба выразила в обычном письме.

В ФТС же убеждены, что система работает чрезвычайно плохо именно в России, о чем свидетельствует рост долга АСМАП с 7,3 млн руб. до 16,6 млн руб. за период с 2010 до 2012 года. Сумма задолженности, накопившаяся за нарушение международной процедуры, вообще превышает 20 млрд руб.

АСМАП в свою очередь располагает иными данными. На сегодня было выставлено 105 требований уплаты таможенной задолженности на общую сумму 92,3 млн руб., написал Андрей Курушин, гендиректор АСМАП, в письме Андрею Бельянинову, директору ФТС. Из них 87 требований уже оплачены, обжаловано в судебном порядке – 10, а на рассмотрении осталось всего 8 на сумму 11,5 млн рублей. При этом в письме указывается, что срок погашения оставшихся требований еще не истек.

Международный союз автотранспорта располагает теми же данными, что и АСМАП. Это подтвердила Альгирдаса Шеметы, представитель еврокомиссара по таможне и налогообложению. Действующая в союзе автотранспорта система Safe TIR позволяет отслеживать состояние любой книжки TIR и накопившийся по ней долг, поэтому расхождений в данных с данными АСМАП быть не может, прокомментировала Марина Лякишева.

Несмотря на то что полномочия от ООН отслеживать эффективную работу системы принадлежат Международномусоюзу автотранспорта, ФТС не посчитала нужным предупредить союз о предстоящих изменениях и приняла решение в одностороннем порядке. По правилам Таможенной конвенции, перед принятием подобных решений необходимо было проконсультироваться с остальными сторонами либо как минимум известить их об этом заранее. Решение ФТС также нужно было оформить нормативно-правовым актом, прошедшим оценку регулирующего воздействия со стороны участвующих сторон. Ни в правительстве, ни в Минэкономразвития, однако, эту ситуацию никак не прокомментировали.

В скором будущем комплексная логистика должна быть готова к увеличению издержек. Транспортные компании обязуют оформлять сертификаты, гарантирующие уплату таможенных платежей. На границе владельцам транспортных средств нужно будет иметь при себе оригинал сертификата, который станет единственным основанием пропустить товар через границу, даже если транспортная компания оформила предварительное декларирование или имеет банковские гарантии.

Марина Лякишева озвучила единственную альтернативу предъявлению оригинала сертификата – договор поручительства с ФТС, получить который можно только от ФГУП «Ростэк». Однако если стоимость оформления книжки TIR составляет $50-100, то услуги «Ростэка» обойдутся в 1000 руб. доставка на 20 м через границу, а также 30-60 тыс. рублей – доставка во внутренний таможенный орган. Поскольку на границе работает исключительно «Ростэк», у Константина Алехина, руководителя департамента логистики Supra, сложилось впечатление, что решение было принято именно для того, чтобы поддержать холдинг.

Негативные последствия этого решения дадут о себе знать в сентябре и октябре, в связи с чем цены на международные перевозки вырастут, а товар будет задерживаться в пути, уверен Антон Гуськов, представитель РАТЭК.

Естьвопросы?

Не знаете с чего начать....

Ваш запрос принят!

Менеджер свяжется с Вами в течение 15 минут в рабочее время.

ЗАПРОС НА РАСЧЕТ