Усть-Луга – не конкурент Мууганскому порту

Наконец-то запущен маршрут контейнерного поезда в Калугу из Мууганского порта! Первый состав с деталями для автомобилей Mitsubishi отправился в прошлую пятницу – после продолжительных переговоров с представителями завода. Подробности снабжения запчастями калужского завода Peugeot-Citroёn-Mitsubishi обсуждались в течение нескольких лет, как стало известно со слов Эрика Лайдвеэ – председателя правления Transiidikeskuse AS.

– С какой периодичностью будет ходить поезд?

– Прежде чем запустить этот маршрут, мы провели тщательное тестирование отправки автотранспортом. Первый поезд, который отправится сегодня (12 октября – прим. В.М.), состоит из 37 платформ, каждая из которых 80 футов в длину. Вес каждой платформы – 74 TEU (единица TEU соответствует контейнеру в 20 фунтов). К концу года мы планирует отправить 1000 TEU, задействовав 5 контейнерных поездов. На следующий год запланировано 3 поезда в неделю, а общий объем перевезенного груза составит 14 тыс. TEU в год.

– Какую долю от оборота компании составит эта цифра?

– Это примерно 10% от нашего суммарного контейнерного оборота. Но если учитывать только железнодорожные перевозки, прирост составляет около 50%. К тому же из Калуги контейнерные поезда будут перевозить крепежные материалы: мы планируем заполнять составы, идущие в Мууга, примерно на 15%.

– Не могу не поднять наболевший вопрос про Усть-Лугу…

– Да, разговоры про Усть-Лугу ведутся неслучайно. Объемы транзита нефти в этом году действительно сократились, и это факт: речь идет о цифре в 5 млн т нефти, которые ушли туда мимо Эстонии. В контейнерном бизнесе, однако, все несколько иначе, и на то много причин. Наша компания работает с разными клиентами, и большинству из них изначально порт Усть-Луга не подходит из-за объемов: партии грузов не такие большие для этого крупного порта. И, наконец, на данном этапе нет возможности запустить там на полную мощность контейнерный терминал. Да, там уже больше года установлены четыре крана, но за год они переработали, может, 1000 TEU, а может, и того меньше.

Но и это еще не все причины. Усть-Луга составляет серьезную конкуренцию Питеру, но проигрывает ему в расположении. Население региона составляет 5 млн человек, и, по сути, Усть-Луга – второй промышленный российский город по величине после Питера, который всегда будет в лидерах. Этому порту вряд ли когда-нибудь удастся победить в этой гонке в контейнерном бизнесе. Его скорее ожидает судьба вентспилского терминала, который пустует уже с десяток лет.