Российские экспортные грузы помогают прибалтийским портам наращивать объемы грузооборота.

Что привлекает российских инвесторов, вкладывающих средства в развитие портов в странах Балтии? Вероятно, выгодные условия работы, развитые автомобильная и железнодорожная сеть, а также европейский сервис. Эти и другие показатели способствуют развитию гаваней в странах Балтии, прирост грузооборота которых составляет уже более 10% в год.

Наращивание мощностей

По информации Айвиса Рониса, министра сообщения Латвии, прозвучавшей в рамках Балтийского форума, который традиционно проходил в Риге, в текущем 2012 году зафиксирован небывалый рост грузооборота в портах и на железных дорогах. При этом 90% грузов идут из России и Беларуси и лишь 10% транспортируются в обратном направлении. Чаще всего перегружается удобрение, российский уголь, нефтепродукты и зерно.

Министр считает возможным в недалеком будущем переваливать больше контейнеров, поскольку для этого, по его словам, есть все предпосылки. В перспективе Национальная контейнерная компания России планирует развивать Свободный порт Риги, показатели грузоперевозок которого в 2011 году продемонстрировали прирост +11,8% (общий объем составил 34 млн т). На территории этого порта будет возведен контейнерный терминал, предназначенный для перевалки не менее 540 тыс. TEU ежегодно. Для этих целей компания взяла в аренду 160 га земли. По прогнозам специалистов, инвестиции в проект составят порядка 200 млн. долларов.

Не отстает от портов и железная дорога Латвии, на счету которой 59 млн т грузов в 2011 году, в том числе 20 млн т угля из России. По утверждению Угиса Магониса, президента LZD, грузовые составы пересекают границу с Россией каждые 20 минут.

В перспективе совсем скоро начнет строиться вторая очередьвентспилского угольного терминала, который сотрудничает в Кузбассе с шахтой «Зачерная». Работающий с 2008 года терминал на данный момент переваливает 6 млн т угля ежегодно, а после окончания строительства этот объем увеличится до 10,5 млн т в год. Чтобы понять, насколько большим можно считать этот объем, достаточно вспомнить, что угольный терминал в Усть-Луге переваливает 12,5 млн т в год. В Вентспилсе работают и другие терминалы – терминал по перевалке зерна мощностью 1,5 млн т, работающий с экспортными поставками из Казахстана и России, и терминал по перевалке калийных удобрений, мощность которого достигает 7,5 млн. т.

В ближайшее время Вентспилс ожидают активные действия со стороны компании РТЛ, в управлении которой на данный момент находится многофункциональный терминал, расположенный на территории площадью 30 га. Терминал специализируется на обработке контейнерных и ро-ро грузов. Компания дополнительно арендовала участок площадью 100 га в т.н. Северном порту с целью построить на его территории контейнерный терминал, а также комплекс, предназначенный для перегрузки автомобилей, и функциональную площадку для сыпучих продуктов. Как рассказал управляющий вентспилским портом Гунтис Друнка, РТЛ продолжает поиск третьего инвестора, поскольку уже разработана схема, готовая к реализации проекта.

Грузов мало не бывает Секрет успеха российского бизнеса в Латвии кроется в удачном расположении страны в акватории Балтийского моря. Вентспилс и Лиепая – незамерзающие порты, не требующие зимой ледокольной проводки, которые работают на правах особых экономических зон, предоставляя налоговые льготы. Несомненно, инвесторов привлекает тот факт, что многие товары не облагаются НДС, а первоначально в порту Вентспилс или Риги не нужно платить налог на недвижимость. Кроме того, порты отличаются оптимальной глубиной акватории, достаточной для приема судов с максимальной осадкой. Поэтому эти порты успешно принимают суда, проходящие через Датские проливы. Страны Балтии не страшит конкуренция с российскими портами. В свою очередь ГунтисДрунка убежден, что российских грузов будет достаточно, чтобы обеспечить потребности всех портов, несмотря на популярность портов в Санкт-Петербурге и Усть-Луге. Александр Головизнин, заместитель гендиректора «Компании «Усть-Луга», уверен, что на долю балтийских портов всегда найдутся свои грузы, а разумная конкуренция в области международной логистики только способствует развитию логистической сферы. Головизнин рассказал, что многие российские компании с самого начала ориентировались на прибалтийские порты, строя именно там свои терминалы. Текущий 2012 год также продемонстрировал рост объемов перевалки. К примеру, железная дорога Латвии перевезла в нынешнем году уже 25 млн т груза, а общий объем, по прогнозам, составит к концу года 65 млн т. Прирост грузоперевалок в порту Вентспилс составил +21% по сравнению с прошлым годом (текущий объем – 11,8 млн т). Также вырос общий грузооборот Риги: его рост за квартал равен +14,89% при объеме 12,52 млн т. В целом на долю всех шести портов Латвии, Эстонии и Литвы выпало обработать лишь в первом квартале 2012 года 38,4 млн т груза, при этом прирост по сравнению с 2011 годом составил +58%.