header-menu-logo-link-image

Дело о сговоре операторов морских контейнерных перевозок возобновлено

Федеральная антимонопольная служба после детального изучения рынка грузоперевозок приняла решение о возобновлении дела в отношении российских агентов морских контейнерных перевозчиков по подозрению в антиконкурентных действиях.

Дело о сговоре операторов морских контейнерных перевозок возобновлено

По сообщению ФАС, они подозреваются в установлении цен на рынке международных контейнерных перевозок по договоренности между собой.

Рассмотрение дела о сговоре ранее было уже приостановлено. По сообщению представителей ФАС, это было связано с необходимостью проведения анализа рынка. Для этого были привлечены лучшие специалисты в области морских и океанских перевозок, что позволило добиться высокой точности результатов. По итогам исследования было принято решение о возобновлении дела о сговоре агентов международных компаний в области морских контейнерных перевозок.

Расследование также проводит антимонопольный орган КНР. Как отмечает Александр Кинев, заместитель руководителя ФАС России, в ближайшие недели дело вступит в завершающую стадию, поскольку все необходимые документы из Китая уже получены.

Основанием для возбуждения дела стала информация и документы, которые были получены в начале 2013 года в ходе совместных проверок Федеральной антимонопольной службы и Министерства внутренних дел в отношении 14 российских агентов крупных мировых судоходных линий.

По заявлению ФАС, во время проверок агентов были выявлены факты одновременного установления одинаковых надбавок к ставкам фрахта (GRI). Это может свидетельствовать о картельном сговоре, запрещенном законом о защите конкуренции. Вероятность совпадения ничтожно мала, поскольку речь идет не о 2-3 агентах, а 14. Одновременное установление одинаковых GRI не может быть случайностью, это возможно только в случае картельного сговора.

Среди главных фигурантов дела представители ФАС называют агентов Maersk ЗАО "Маэрск", CMA CGM ООО "СиЭмЭй СиДжиЭм Русь", "K" Line Europe ООО "К" Лайн РУС" и других.

Заместитель руководителя управления по борьбе с картелями ФАС Мухамед Хамуков добавил, что наказание по данной квалификации дел предусматривает "оборотные штрафы". Если факт картельного сговора будет доказан, и агенты будут признаны виновными, им придется уплатить штрафы в размере от 1 до 15% годовой выручки. При наличии определенных квалифицирующих обстоятельств ФАС может передать материалы дела в МВД. Тогда будет решаться, есть ли основания для возбуждения уголовного дела по статье 178 УК РФ. Такой вариант возможен в случае, если будет доказан факт получения крупного или особо крупного (5 и 25 млн рублей соответственно) дохода в результате сговора.

Представители ФАС отметили, что сейчас идет активное изучение взаимоотношений между участниками рынка, а также механизмов ценообразования. Данная процедура выполняется с целью установления возможности влияния Федеральной антимонопольной службы на агентов, среди которых нет российских компаний. Поскольку ФАС в этом вопросе активно сотрудничает с китайскими и европейскими антимонопольными ведомствами, вероятность положительного исхода высока.

По словам экспертов, сам факт картельного сговора ставит под сомнение текущие цены на международные грузоперевозки с участием российских агентов. Если синхронное установление надбавок к ставкам за фрахт случалось ранее, никто не застрахован от подобного сейчас. А необоснованное повышение цен негативно сказывается на целой отрасли, поскольку приводит к уменьшению грузопотоков.

Дмитрий Свиридов, эксперт антимонопольной практики URC Group, отмечает, что доказать факт картельного сговора Федеральной антимонопольной службе будет очень сложно. Он полагает, что вероятность наличия письменных договоренностей у проверяемых субъектов крайне низка. По этой причине придется доказывать сговор, выраженный в согласованных действиях между агентами, но не закрепленными в письменном виде. По словам эксперта, такие дела всегда отличаются высокой сложностью и длительностью, а к выводу о нарушении приходят преимущественно по косвенным обстоятельствам.

Дмитрий Свиридов отмечает, что доказать факт картельного сговора без наличия письменных договоренностей между агентами можно исключительно при условии проведения комплексного анализа рынка. Это включает привлечение экспертов, работу с цифрами и подтверждение отсутствия реального экономического обоснования для повышения ставок фрахта.

Получите рекомендацию по маршруту и расчет перевозки от эксперта TRANSPORTIR

Перезвоним за 10 минут

×

Ваш запрос принят!

Менеджер свяжется с Вами в течение 15 минут в рабочее время.

ЗАПРОС НА РАСЧЕТ

TRANSPORTIR Group использует файлы cookie и счетчики вэб-аналитики для сбора статистики событий на своих сайтах, включая www.transportir.ru, Продолжая пребывание на сайте, вы даете согласие с их применением.